19 марта 2021 Верховная Рада поддержала законопроект № 4241 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности». Проектом предусматривается урегулирование правоотношений, возникающих в процессе взыскания просроченной задолженности с должников с целью защиты прав потребителей и ограничения деятельности недобросовестных коллекторов, которые пренебрегают правилами поведения, нравственными и этическими нормами.
Законопроектом разрешено коллекторам взаимодействовать с потребителями (должниками) при урегулировании просроченной задолженности путем, в частности:
- телефонных переговоров и видео разговоров, личных встреч. Проводить личные встречи с должником разрешено исключительно с 9 по 19 часов при условии предоставления согласия должника на такую встречу в письменном виде или согласования встречи во время телефонного разговора. Место и время встречи подлежат предварительному согласованию;
- передачи текстовых, голосовых и других сообщений, в том числе без привлечения представителя кредитодателя (нового кредитора, коллекторской компании), путем использования специального программного обеспечения;
- направление должнику почтовых отправлений по месту регистрации или месту фактического пребывания, в том числе по месту работы последнего.
Вместе с этим, согласно законопроекта, коллекторам запрещается:
- совершать действия, нарушающие право на личное достоинство лица, право на свободу, собственность потребителя, его близких лиц, представителя, наследника, поручителя и/или других лиц, а также совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, деловую репутацию указанных лиц, применять угрозы, шантаж и совершать другие незаконные действия в отношении указанных лиц;
- вводить в заблуждение относительно размера просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят в случае невыполнения условий договора потребительского кредитования, в том числе о передаче вопроса на рассмотрение суда, возможности административного, уголовного преследования;
- по собственной инициативе взаимодействовать с потребителем, его близкими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрено договором потребительского кредитования и которые предоставили личное согласие на такое взаимодействие и / или их близкие лица в период с 20 до 9:00, а также в выходные и нерабочие дни;
- взаимодействовать с потребителем, его близкими, более двух раз в сутки, кроме случаев дополнительного взаимодействия по их собственной инициативе;
- скрывать номер контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление, почтовый адрес или адрес электронной почты, с которого отправляется сообщение, об отправителе почтового или электронного сообщения;
- использовать функцию (сервис) автоматического дозвона на протяжении более 30 минут в сутки;
- использовать на конвертах или сообщениях изображения, которые могут быть восприняты как такие, что содержат угрозу, размещать сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи «исполнительный документ», «решение о взыскании», «уведомление о выселении» и др., а также наименования органов государственной власти, в том числе лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений;
- в любой другой способ сообщать третьим лицам (кроме лиц, взаимодействие с которыми предусмотрено договором) о задолженности;
- требовать от близких лиц потребителя, представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, а также его работодателя и / или других лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности, если иное не предусмотрено договором;
- совершать действия, наносящие вред репутации, в том числе деловой репутации, потребителя, его близких лиц, представителя, наследника, поручителя, или угрожать совершением таких действий;
- требовать погашения задолженности иным способом, чем предусмотрено договором;
- по собственной инициативе любым образом взаимодействовать с должником или его близкими лицами, если потребитель письменно, путем предоставления всех надлежащим образом оформленных подтверждающих документов, сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель;
- проводить личные встречи без предварительного согласования;
- каким-либо образом взаимодействовать по поводу заключенного потребителем договора о потребительском кредите с лицами (кроме потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя), не дали согласие на такое взаимодействие.
Национальный банк Украины может устанавливать дополнительные требования к порядку взаимодействия с потребителями при урегулировании просроченной задолженности.