Упрощение доступа к профессии исполнителя.

до професії виконавця

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 5660 от 14.06.2021 года, направленный на совершенствование принудительного исполнения решений.

Предложенные нововведения, предусмотренные настоящим законопроектом, можно разделить на следующие основные разделы:

  • расширение полномочий частных исполнителей и определенное упрощение доступа к профессии, а также расширение полномочий помощника частного исполнителя;
  • трансформация процесса исполнения решений в цифровой формат;
  • установление особенностей при принудительном исполнении отдельных категорий решений;
  • определение особенностей обращения взыскания на отдельные виды имущества, установление новых подходов к обращению взыскания на имущество.

С целью упрощения доступа к профессии частного исполнителя и, соответственно, увеличения числа частных исполнителей, законопроектом предлагается:

  1. Введение подготовки, а именно прохождения стажировки лицом, которое намеревается осуществлять деятельность частного исполнителя после того, как сдаст квалификационный экзамен.
  2. Сокращение срока, по истечении которого лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, будет иметь право сдать его повторно – до 3 месяцев (сейчас такой срок составляет 6 месяцев).

Обновлено положение относительно состава и полномочий Дисциплинарной комиссии частных исполнителей. Также, предлагается ввести такой вид дисциплинарного взыскания, как запрет открывать новые исполнительные производства вместо остановки деятельности частного исполнителя.

Вместе с этим, законопроектом предлагается ввести понятие «исполнительная санкция», которое будет унифицировать исполнительный сбор и вознаграждение частного исполнителя за принудительное исполнение решения.

Что касается трансформации процесса принудительного исполнения решений в цифровой формат.

Проектом предусматривается расширение функционала автоматизированной системы исполнительного производства в процессе взаимодействия частных исполнителей с государственными органами и финансовыми учреждениями, формирование сведений, необходимых для исчисления размера вознаграждения государственного исполнителя, а также автоматизация других процессов деятельности органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей.

Следует также отметить, что исполнители освобождаются от осуществления регистрации обременений движимого и/или недвижимого имущества. Так, наличие сведений о должнике в Едином реестре должников будет основанием для недопущения отчуждения должником имущества в любой способ.

Законопроект также содержит положения касательно введения Единого государственного реестра исполнительных документов.

Данным проектом предусматривается также новый механизм исключения сведений о личности-должника из Единого реестра должников, а также снятия ареста со счетов. В случае поступления на счет государственной исполнительной службы/частного исполнителя денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если сумма, подлежащая взысканию составляет до десяти размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, а также исполнительной санкции (исполнительной сбор, вознаграждение исполнителя), автоматизированная система исполнительного производства формирует сообщение о погашении задолженности по исполнительному производству, которое, в свою очередь, является основанием для исключения сведений о должнике из Единого реестра должников и снятия ареста со счетов.

Особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества.

Так, проектом закона предложены новые порядки обращения взыскания на имущество, которое имеет определенную специфику, в частности, урегулированы вопросы обращения взыскания на оружие, на ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, а также на лом и отдельные части таких изделий.

Предложена возможность проведения электронных аукционов путем продажи имущества с возможностью понижения начальной цены, но не ниже 60 процентов его стоимости для недвижимого имущества и 30 процентов его стоимости для движимого имущества, с последующей возможностью дополнительной подачи ценовых предложений.

Кроме этого, законопроектом предусматривается порядок выполнения нескольких решений о взыскании денежных средств различными исполнителями с одного должника. Так, выполнение нескольких решений касательно одного должника, будет проводиться в сводном исполнительном производстве при открытии которого, исполнитель обязан будет проверить наличие или отсутствие другого исполнительного производства или сводного исполнительного производства в отношении должника по которому открыто исполнительное производство.

В случае наличия открытого исполнительного производства относительно соответствующего должника, исполнитель, в день открытия исполнительного производства обязан вынести постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство. Реализация имущества должника в сводном исполнительном производстве осуществляться исполнителем, который первым провел описание и арест такого имущества.

Специалисты PI Law Firm считают, что предложенные изменения должны положительно повлиять на развитие и совершенствование системы исполнительного производства в Украине, что позволит осуществлять исполнительное производство с соблюдением прав всех сторон исполнительного производства, а также исключить реализацию имущества должника несколькими исполнителями одновременно.